Интервью Алексея Ивановича Коломийцева

Promotional image for Интервью Алексея Ивановича Коломийцева

Мир Вам!

Дорогие братья и сотрудники журнала "Гость", позвольте мне поприветствовать вас именем моего Господа Иисуса Христа и пожелать обильных Божьих благословений в вашей работе на страницах журнала "Гость"!

С современным журналом "Гость" я практически незнаком. Знаю только, что такой журнал издавался, если не ошибаюсь, в период Второй мировой войны.

Благодарю брата Олега Шайкевича за его любезно присланные вопросы. Вопросы эти, на мой взгляд, очень ответственные, и каждый из них требует серьезногоосмысления. Они перекликаются с тем, что уже было озвучено мною в автобиографической книге "Пленник книги. Вехи пройденного пути". Но я постараюсь, по милости Бога, в меру моих слабых способностей, ответить на них в рамках журнальной статьи.

Что способствовало тому, что Вы выбрали для себя христианский путь?

Действительно, что заставило меня избрать путь следования за Христом, путь суровый и тернистый? Что побудило в самый расцвет страны Советов, страны атеистического подъема, принять слова Христа: "Кто хочет идти за Мною, отвергни себя..."?

Эти слова Господа являются моим ориентиром и должны быть ориентиром для каждого христианина. В "Пленнике Книги" я даю более подробный ответ. Здесь же могу ответить кратко: моего выбора в этом не было. Этот путь для меня определил Господь. Он допустил мне, грешнику, такие обстоятельства, когда у меня не оставалось ничего, кроме одного: либо шаг в смерть, либо шаг в небо.

Вспоминаю христианский гимн:

Вот ворота пред тобою, а за ними – два пути.
Друг мой, робкою душою избери, каким идти...

Признаюсь, что со времени моего покаяния, этот мир со всеми его "прелестями", перестал для меня существовать...

У Бога для меня был предназначен путь борьбы с грехом и миром. Но я по нему шел, не зная, что ждет впереди...

Расскажите о вашем служении в Совете церквей.

Теперь это уже история, а к истории нужно относиться осторожно и со страхом перед Богом и канувшими в вечность событиями.

Еще до того, как возник Совет церквей, была сформирована Инициативная группа.

Братья, вошедшие в нее, забили тревогу: нужно было что-то предпринимать в отношении церкви, находившейся в СССР в большой опасности. Они были категорически несогласны с документами, изданными властями того времени и навязанными Всесоюзному Совету Евангельских Христиан Баптистов (ВСЕХБ): "Инструктивным письмом старшим пресвитерам" и "Новым положением о церквях в СССР". Эти документы носили разрушительный для церкви характер.

Посредством ВСЕХБ эти документы были разосланы всем общинам страны. Так, руками руководства церквей власти задумали уничтожить Церковь.

В это время я нес служение проповедника в Шахтинской церкви ЕХБ Ростовской области. Понимая опасность сложившихся обстоятельств, я отказался подписывать эти антиевангельские документы. Этим я вызвал на себя гонение со стороны властей и старшего пресвитера по Ростовской области, за что и был отстранен от служения проповедника и был вынужден покинуть город ввиду серьезной угрозы ареста.

Перед Инициативной группой стояла задача сформировать оргкомитет по созыву чрезвычайного съезда ЕХБ, на котором должен был решаться жизненно важный для церкви вопрос: остаться верными Евангелию или пойти на греховный компромисс со властью. С этой задачей Инициативная группа справилась хорошо и передала свои полномочия Оргкомитету ЕХБ по созыву чрезвычайного съезда.

Однако руководство ВСЕХБ заняло по отношению к Оргкомитету враждебную позицию, что содействовало разделению евангельско-баптисткого братства в СССР.

Вокруг Оргкомитета и церквей, поддержавших его, сгустились тучи арестов, штрафов, разгонов собраний и т. д. Когда же он исчерпал все возможности для созыва чрезвычайного съезда, возникла необходимость в создании руководящего органа, имевшего полномочия объединять и координировать церкви, которые за период действия Инициативной группы и Оргкомитета стали самостоятельными общинами, опекаемыми Оргкомитетом.

Но так как Оргкомитет не имел полномочий возглавлять большое количество церквей, то перед братьями возникла задача: либо распустить его, либо преобразовать, наделив правом возглавлять церкви, чтобы движение, набравшее за период существования Инициативной группы уже большую силу, не прекратило свою работу.

Я стал одним из участников этого преобразования. По поводу того, как назвать этот руководящий орган, поступило два предложения: 1) Союз Церквей ЕХБ или 2) Совет Церквей ЕХБ.

Ясно сознавая, что назвать руководство "Союзом церквей" означало увековечить разрыв евангельско-баптистского братства (что было нежелательно), остановились на названии "Совет Церквей ЕХБ", под которым имелось ввиду создание временного, вынужденного обстоятельствами руководящего органа. Служители Оргкомитета не теряли надежды, что в будущем два русла ЕХБ сольются в единый поток.

Какие результаты для всего братства имела деятельность Совета церквей?

В это время властные структуры СССР намеревались решительно покончить в стране с религией и, особенно, с протестантами. С этой целью и были внедрены названные выше документы. По всей вероятности, власти рассчитывали, что если кто и осмелься возражать этим документам, у них было достаточно механизмов, чтобы таковых смирить.

Я убежден, что это движение было предназначено Богом. Практически, Совет церквей вызвал на себя огонь гонений со стороны властей и их вассала, КГБ. Это, в свою очередь, ослабило их влияние не только на официально зарегистрированные церкви ВСЕХБ, но и на другие христианские деноминации.

В это время масса служителей церквей оказались в тюрьмах, а некоторых лишили жизни. Многие церкви выдержали эту атаку.

Чтобы потушить разгоревшееся движение, власти разрешили Союзу ЕХБ провести съезд под эгидой ВСЕХБ и прекратили закрывать его церкви, но "Инструктивное письмо старшим пресвитерам" и "Новое положение о церквях в СССР" оставались в силе.

Совет церквей не мог принимать участие в этом съезде, так как такой съезд не отвечал интересам церкви, и многие служители находились в узах. В это же время Оргкомитет Совета церквей объявил об объединении зарегистрированных и незарегистрированных церквей под своим началом.

В бытность Оргкомитета и Инициативной группы была занята позиция неделения церквей, но из церквей ВСЕХБ начали исключать всех, поддерживавших Оргкомитет, и на этой почве, а также по другим причинам, церкви начали объединяться вокруг Оргкомитета...

Как и почему организовалось Независимое братство?

Прежде всего, отмечу, что независимого братства и независимых церквей не существует. Слово "независимый" мыслится как самодостаточный. Поэтому организовались не независимые, а автономные церкви.

Возникновение Автономных церквей имело ряд причин. Если выразить кратко: ВСЕХБ родил Совет церквей, а Совет церквей родил Автономную церковь.

Власти того времени пошли на уступку: зарегистрировать общины Совета церквей на основании выработанной им анкеты регистрации. Рассматривая этот вопрос на совещании Совета, Геннадий Константинович Крючков и другие ключевые братья настаивали на регистрации, хотя некоторые служители были против нее. Но, большинство служителей все-таки регистрацию поддержали.

Но не прошло много времени, как тот же самый Совет церквей принял решение, чтобы все общины, входящие в его состав, отказались от регистрации. Некоторые церкви этого не сделали, что вызвало неправильную, на мой взгляд, реакцию служителей Совета. Не отказавшимся от регистрации церквям было поставлено условие: если они не сдадут регистрацию, их будут считать вне Совета.

Как я отметил ранее, были и другие причины, содействующие возникновению автономных церквей. Автономное братство на тот момент возглавили: на Юге России и Украины – Михаил Тимофеевич Шаптала и ряд других видных братьев, бывших членов Совета церквей; в центре Украины – Николай Константинович Величко, Даниил Михайлович Виноградский, Александр Григорьевич Назарук и другие верные Богу братья.

Автономные церкви стали образовываться во всех республиках СССР. Теперь Автономное братство оказалось между ВСЕХБ и СЦЕХБ. Оно было готово сотрудничать с обоими в вопросах миссионерского служения, издания литературы и т. д. Но Автономные церкви избирали себе служителей самостоятельно, на основании пасторских посланий к Тимофею и Титу, в то время, как в церквах Совета эти вопросы контролировались центром, без вмешательства которого было невозможно ни избирать на служение, ни отстранять от него.

Прошло уже много лет с тех пор, как я не сотрудничаю с Советом церквей, но несмотря на это, не умаляю роль, которую он сыграл в период гонений в деле защиты учения Христа и Его Церкви.

Бог воздвиг Совет церквей, чтобы остановить разгул атеистической власти, замышлявшей не оставить от Церкви и руин. Бог показал Свою силу в горстке слабых людей, уповавших на Бога, которые этому замыслу противостали.

Признают это необыкновенное явление Божьей силы современные религиозные течения или нет, но факт остается фактом.

Особые моменты в жизни, в служении: как Господь вел, чему научил и т. д.?

Вел меня Господь сложным и суровым путем, но я благодарен Ему за этот путь.

Чему научил? О, это вопрос важен не только для меня, но для каждого, кто идет за Христом, не допускающим компромиссов.

Прежде всего, мне стало понятно, что в деле, которое совершал и совершает Бог, я – абсолютно ничто.

Второе: я научился понимать, что на земле нет такого братства, которое не совершало бы горьких ошибок, не согрешало бы и не нарушало учения Иисуса Христа, которое не выставляло бы свои заслуги, умаляя при этом действие Бога. Из этого можно смело сделать вывод, что ни одно братство не может похвалиться перед Богом своей непогрешимостью. В Совете церквей много было разных недочетов, как и в любом другом евангельском братстве. Этот же принцип подтверждает история многих библейских царей...

Благодарю Бога, что Он дал мне любить братство Совета церквей со всеми его плюсами и минусами. Я научился, точнее, Бог научил меня понимать и любить детей Божиих, искренно ориентированных на учение Иисуса Христа и посвятивших себя этому учению.

Взгляд издалека на братство в странах бывшего Советского Союза.

Бог открыл широкую дверь в некоторых странах бывшего СССР для распространения Евангельской вести, дал возможность взращивать служителей, преданных учению Христа. Что внушает тревогу?

Несмотря на широко открытую дверь, ощущается огромная нехватка настоящих лидеров, способных понимать истинный смысл Евангелия. Материализм захватывает молодое поколение настолько, что заставляет всерьез тревожиться о будущем церкви. Материализм проник даже в миссионерские сферы. Либеральный, модернистский подход к Евангелию захлестнул библейские семинарии и колледжи, и это парализует распространение здравой евангельской проповеди.

Возможности и проблемы славянской эмиграции в США.

Несмотря на то, что свобода для проповеди Евангелия сокращается, тем не менее, ее все еще достаточно для того, чтобы нести Евангелие всему миру. Хотя преобладающее количество библейских учебных заведений сдали свои позиции, еще существуют школы, в которых есть возможность получить хорошее богословское образование.

Но проблемы славянской иммиграции большие. Во-первых, попав в Америку, огромное количество верующих обольстилось материализмом и попали под влияние западной культуры, идущей вразрез с христианской нравственностью.

Во-вторых, славянские церкви подверглись внутренним спорам и вражде на почве кальвинизма и арминианства.

В церквях наблюдается огромная нехватка лидеров.

С другой стороны, еще есть церкви, которые, как оазисы в пустыне, живут принципами учения Христа, и остаются верными Его призыву: "Кто хочет идти за Мною, отвергни себя..."

Надеюсь, в какой-то мере я ответил на ваши вопросы. Мое пожелание журналу "Гость": донести истину в каждый дом и быть там не гостем, но полноправным членом богословской семьи.


С глубоким уважением ко всем сотрудникам журнала,

Алексей Иванович Коломийцев

13 марта 2017 года

  • Алексей И. Коломийцев
    Алексей И. Коломийцев

    Алексей Иванович Коломийцев родился в 1930 г. в семье русского коммуниста. Пришёл к Господу в 17 лет (1947 г.) и с девятнадцатилетнего возраста начал проповедовать. Пережил времена гонений и преследований церкви в СССР. Нёс служение ответственного служителя Совета Церквей ЕХБ по Кавказу и Закавказью. В 1966г. был арестован за религиозные убеждения и осуждён на 3 года. По окончании срока продолжил служение в СЦ ЕХБ.
    С 1981 г. исполнял миссию благовестника в церкви г. Новороссийска, был ответственнен за отдел благовестия в Братском совете автономных Церквей ЕХБ.
    С 1998 г. являлся почётным пастором Библейской Церкви "Слово благодати", осуществлял наставничество в кругу служителей и представлял консультации по различным вопросам в сфере церковного руководства. Кроме того, Алексей Иванович оказывал помощь разным церквям и их служителям в деле душепопечения и церковного руководства. Отошел в вечность 19 марта 2020 г.

--:--
--:--
A volume icon