Семь правил онлайн-полемики

Promotional image for Семь правил онлайн-полемики

Последние десятилетия ознаменованы тем, что большая часть общения людей, в том числе и христиан, перекочевала в киберпространство. Хорошо это или плохо – на этот счет можно иметь разные мнения, но они не меняют реальности: в наши дни верующие люди все больше и больше общаются в онлайн-режиме.

Открывая дополнительные возможности, новый формат общения несет с собой несколько существенных проблем. Одна из них – необходимость формирования культуры общения или взаимодействия друг с другом в интернет-пространстве.

Особенно это актуально, когда речь идет о различных точках зрения по какому-то вопросу, о возражениях, критике, дискуссиях, спорах и т. д. Отсутствие осторожности и христианской зрелости в таких ситуациях, может легко привести к конфликтам, не только вводящим в грех тех, кто спорит, но и служащим преткновением для тех, кто становиться невольными свидетелями этих споров.

Недавно я прочитал хорошую статью Тима Чаллиса (Tim Challies)[1] по этому вопросу, в которой он представляет семь правил полемики в онлайн-пространстве. Эти семь правил помогают применить библейский принцип "говорить истину в любви" к практике общения в виртуальном мире. В своей статье Тим Чаллис ссылается на книгу Тима Келлера "Center Church"[2], который подробно пишет на эту тему.

Ниже приводится перевод этих семи правил. Каждое правило названо именем его автора, человека, оригинально выразившего его.

1. Правило Карсона

Первое правило принадлежит Д. А. Карсону, и оно гласит: Вам не обязательно следовать порядку 18-ой главы Матфея, прежде чем публиковать критику.

"Если кто-то публично представляет богословскую точку зрения, противоречащую здравому учению, и вы с этим человеком не находитесь в одной церковной организации (то есть над вами обоими нет одного совета старейшин, как если бы вы оба были служителями внутри одной деноминации), тогда, вы, действительно, можете открыто возразить таким взглядам без предварительного личного разговора с их автором." На заявления, сделанные публично, можно возражать публично. Обсуждая сущность сказанного, а не мотивы автора, вы обсуждаете тему, затронутую в заявлении, а не человека, сделавшего его. Это освобождает от необходимости предварительного обличения один на один.

2. Правило Мюррея

Второе правило принадлежит Джону Мюррею. Оно гласит: Вы несете полную ответственность за искажение чьих-то взглядов, даже если это произошло в результате вашей неосведомленности. "В век интернета, мы слишком быстро готовы настрочить ответ, потому что считаем что господин "А" утверждает "Х". И если кто-то укажет нам, что господин "А" вовсе не имел в виду "Х", потому что вот здесь он сказал "Y", мы просто извинимся, или даже и того не сделаем.

Принцип Джона Мюррей означает, что возражения никогда не должны быть опрометчивыми и поспешными. Необходимо удостовериться в том, что вы точно знаете, во что верит и что насаждает господин "А", прежде чем опубликовать какую-либо критику его позиции."

Хочу добавить к правилу № 2, что если у вас есть отношения с человеком, с которым вы несогласны, будет разумно сделать попытку связаться с ним, чтобы удостовериться, что вы, на самом деле, поняли его позицию и теперь способны точно ее представить. Но еще важнее удостовериться в том, что вы лично точны во всем, что излагаете.

3. Правило Александра

Третье правило исходит от Александра Арчибальда. Оно гласит: Никогда не приписывайте оппоненту чужой точки зрения. "Даже если вы верите, что убеждение "Х" господина "А" может или должно последовательно привести к убеждению "Y", не обвиняйте господина "А" в позиции "Y", если он от нее отказывается.

Одно дело признать его непоследовательным, но другое – ложно обвинить его в том, что он придерживается взглядов "Y", в то время, как он думает иначе.

Подобное случается, когда вы делаете поспешный вывод, что если господин "А" цитирует определённого автора в поддержку своей точки зрения, то это говорит о том, что господин "А" придерживается взглядов этого автора во всех других положениях. Если вы намекаете или настаиваете на том, что господин "А" придерживается и других убеждений определенного автора, не приводя доказательств того, а просто обвиняя его "по ассоциации", тогда вы нарушаете правило Александра, и, конечно, правило Мюррея. Вы неверно представляете своего оппонента."

Будьте честны и точны. Вы можете отметить непоследовательность во взглядах и даже указать, что, похоже, автор находится под влиянием авторов, которых вы считаете опасными. Но не выносите бездоказательных обвинений.

4. Правило "А" Джорджа Гиллеспи

Четвертое правило принадлежит Джорджу Гиллеспи и звучит оно так: Оценивайте взгляды ваших оппонентов в целом, а не выборочно. "Только потому, что кто-то говорит (или не говорит что-то) в определенных обстоятельствах – специально или по ошибке – не означает, что он делает это постоянно и настойчиво в остальной части своей работы.

Гиллеспи говорит: "удостоверьтесь, что то, что вы представляете как позицию господина "Х", является, действительно, его устоявшейся позицией. Вы не можете сделать вывод об этом, исходя из одного отдельного случая." Если мы строим обвинение на подобных ситуациях, мы находимся в опасности также пойти и наперекор правилу Мюррея. Мы несем ответственность за искаженное представление убеждений других."

5. Правило "В" Джорджа Гиллеспи

Пятое правило также принадлежит Джорджу Гиллеспи. Оно утверждает: Представляйте и используйте позицию вашего оппонента в ее действительной, самой сильной форме, а не в образе "соломенного чучела"[3]. "Сделайте всю необходимую работу, покуда не сможете выразить убеждения вашего оппонента с такой точностью, что он скажет: "Я не смог бы сказать это лучше".

Тогда и только тогда ваша полемика не будет искажать его взглядов, будет включать его позиции целиком и будет иметь шанс его убедить."

Мне кажется, мы начинаем по-особому ценить важность этого правила, когда видим, как кто-то другой несправедливо искажает наши собственные убеждения. Исключите ситуации, когда ваш оппонент может сказать: "Он совершенно неправильно меня понял".

6. Правило Кальвина

Шестое правило – это правило Кальвина, которое гласит: Стремитесь убеждать, а не враждовать! Внимательно следите за своими мотивами!

"Возможно, что стремление быть располагающим в беседе и убедительным исходит из самоцентризма, а не Богоцентризма. Мы можем делать это ради популярности. С другой стороны, также возможно быть дерзким и полемичным из-за самоцентризма, а не Богоцентризма. Поэтому, пристально следя за своими побуждениями, нам следует убедиться, что наша полемика не ожесточит наших оппонентов напрасно и не вызывает враждебности. Нам нужно стремиться завоевать их, как делали Павел и Петр, а не "уничтожить"." Наша цель – не сокрушить оппонента или людей, попавших под его влияние, но приобрести их всех для истины.

7. Правило каждого

Седьмое и последнее правило разделяет каждый из предыдущих шести богословов. Оно гласит: Только Бог видит сердце, поэтому помни Евангелие и критикуй только богословие.

Келлер обращается к Джону Ньютону и говорит: "никто не писал об этом правиле более красноречиво, чем Джон Ньютон в его известном "Письме о разногласиях".

Ньютон говорит, что до начала, до того как вы напишете единое слово против оппонента "и в течение всего времени подготовки вашего ответа, в искренней молитве поручайте его Господнему учению и благословению." Такое занятие пробудит в вас любовь к нему и "это отношение окажет большое влияние на все, что вы напишете".

Позднее в этом письме Ньютон говорит: "Будьте начеку, чтобы не допустить ничего личного в споре. Если вы считаете, что с вами плохо обошлись, у вас есть возможность показать, что вы – ученик Иисуса, который "будучи злословим, не злословил взаимно; страдая, не угрожал". "Большая опасность стремиться стать тем, кто "смеется последним", кто выставляет своего оппонента злым и нелепым, вместо того, чтобы говорить о его взглядах "с состраданием к человеческим душам"."

Каждое из этих семи правил напрямую связано не только с именами известных богословов, но и с истиной Писания:

Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего. (Пс. 15:1-3)

[1] http://www.challies.com/articles/7-rules-for-online-engagement
[2] http://www.amazon.com/gp/product/B005JSGB5Q/
[3] Слабый, мнимый или фиктивный аргумент или противник, созданный для легкого опровержения. Воображаемая оппозиция.

  • Алексей Коломийцев
    Алексей Коломийцев

    Родился и вырос в семье служителя церкви ЕХБ г.Шахты Ростовской области (Россия). Сознательно обратился к Господу в 13-ти летнем возрасте. Начал учиться проповеди, еще будучи подростком. Был вовлечён в музыкальное и молодёжное служение. В 1991 году Алексей был рукоположен на труд евангелиста для совершения служения по основанию новой церкви в г.Новороссийске.

    С 2002 года несёт служение пастора-учителя в Библейской церкви "Слово благодати" г.Бэтл Граунд, штата Вашингтон (США). Также Алексей является руководителем служения "Слово благодати", занимающегося подготовкой служителей и распространением библейских проповедей на современных медиа платформах.

    Имеет степень бакалавра Южновосточного библейского колледжа г.Бирмингема (Алабама, США), а также две степени магистра богословия (M. Div и Th. M.) от Семинарии «Мастерс» г. Сан Валлей (Калифорния, США). Женат на Татьяне, ставшей верным другом и помощницей в служении.

--:--
--:--
A volume icon